- Какие новшества последнего времени пришлось встраивать в свою работу риэлтерам?
- Как показывают последние десять лет, агентства недвижимости довольно активно внедряют в свою работу различные дополнительные сервисы. Это не только создание виртуальных 3D-туров, фотографирование объекта и продвижение его в интернете, но и помощь при переезде, сопровождение клиентов сотрудниками департамента охраны, клининг, подбор ремонтной бригады и многое другое. При этом, моя практика показывает, что спрос на многие из этих услуг (особенно если мы говорим о стандартных жилых объектах на вторичном рынке) крайне невысок. Ведь по факту, самое главное, что нужно потребителю от агентства недвижимости, это – продажа либо приобретение объекта недвижимости с максимальной выгодой.
"Я смеюсь, когда читаю списки профессий, которых не будет в будущем, и вижу там риэлтеров"
- То есть, технологии и дополнительные сервисы не помогают решать эти задачи?
- Основная задача риэлтера, на мой взгляд, быть грамотным переговорщиком и медиатором. Поэтому обучение этим навыкам (к примеру, технологиям переговоров) – норма для риэлтерской организации. Что же касается IT-разработок, то пока я не вижу такой технологии, которая бы увеличила наши продажи в разы.
Безусловно, технологии помогают риэлтеру работать быстрее и оперативнее. Раньше представить себе, что под одним объявлением можно разместить 20 фотографий одной квартиры или целый виртуальный тур, было просто невозможно. Теперь же качественная визуализация объекта – один из важнейших инструментов продаж. Но при этом уповать только на новые технологии при продаже либо поиске квартиры, не стоит. Как бы то ни было, технологии не проведут за вас переговоры и не приведут к совершению сделки.
Я смеюсь, когда читаю списки профессий, которых не будет в будущем, и вижу там риэлтеров. Ну не сможет робот быть медиатором, свести воедино интересы двух, а то и большего количества сторон и провести сделку так, чтобы все были довольны (учитывая, что большинство сделок у нас цепочные). В вопросах приобретения или продажи недвижимости, как нигде, важно живое человеческое общение. Да, приобрести что-то в супермаркете без участия кассира, можно. Зашел, взял товар, провел его через автомат, расплатился карточкой и ушел. Но все, что касается более сложных покупок, где фигурируют большие суммы денег и есть некое противодействие сторон, то все эти сферы будут требовать участия человека.
- Павел, вы долгое время вели свой личный блог past.by. Не секрет, что многие люди шли за ответами на вопросы в сфере недвижимости (собственность, наследство, купля-продажа) именно к вам. Продолжаете ли вы эту работу?
- Действительно, до 2019 года я активно занимался своим блогом: наполнял его актуальной информацией, отвечал на вопросы и т. д. Но получилось так, что с ростом популярности моего ресурса, у меня катастрофически перестало хватать на него времени. Представьте, что в месяц на сайте стало появляться более 1000 новых вопросов! Ответить на каждый из них стало физически невозможно. Поэтому сегодня я веду блог в лайт-режиме: отвечаю только на какие-то нестандартные (интересные) вопросы. В принципе, за годы работы я рассмотрел уже множество обычных и необычных ситуаций, с которыми может столкнуться собственник недвижимости. Найти ответы на многие вопросы можно просто полистав сайт. К слову, несмотря на то, что я прекратил активную деятельность, в блог по-прежнему приходят люди. По статистике посещений, я вижу, что правовые аспекты в сфере недвижимости интересуют как жителей Беларуси, так и пользователей из России, Латвии и других стран.
- Удалось как-то конвертировать этот поток?
- Да, мой блог сработал в двух направлениях. Во-первых, он привел к нам новых клиентов, а во-вторых, конечно, продвинул мой личный бренд.
- Недавно на мастер-классе в Минске мотивационный спикер Алексей Гусев сказал, что экспертность – это тренд нового десятилетия. Выбирая название для своего агентства недвижимости, вы почувствовали этот тренд раньше других?
- Мне кажется, это не совсем новый тренд. Я думаю, что когда человек говорит, что хочет работать с экспертом, то это означает, что он хочет работать, прежде всего, с профессионалом. С тем, кто обладает определенным опытом и несет ответственность за свои действия. В моем понимании, эксперт – равно профессионал. Именно этот смысл и заложен в названии нашей компании.