Риэлтерский бизнес - заказчик и потребитель услуг электронного правительства

Риэлтерский бизнес хочет стать заказчиком и потребителем услуг электронного правительства и готов оказать государству максимальную помощь в развитии соответствующих сервисов.

"Риэлтерский бизнес можно и должно рассматривать, как заказчика и потребителя услуг электронного правительства", - заявила "Ежедневнику" председатель Союза «Конфедерация агентств недвижимости», член ОО БелАН Татьяна Недерева-Архипец. По ее словам, у агентств недвижимости сегодня есть определенные потребности, а у государственных органов - возможности. Поэтому идея лежит на поверхности.

Потребность агентств недвижимости в современных инструментах для профессиональной работы будет способствовать развитию сервисов, которые упростят и ускорят получение информации в рамках оказания риэлтерских услуг, считает председатель Конфедерации.

"На сегодняшний день, риэлтерской бизнес является активным потребителем информации. Для принятия решения о проведении или непроведении сделки, для максимальной защиты интересов потребителей, агентства недвижимости запрашивают и получают от организаций и учреждений большой массив информации. Это и копии лицевого счета и копии лицевого счета с момента заселения дома, справки из медицинских учреждений, информация из органов ЗАГС и,  конечно, информация из агентств по регистрации недвижимого имущества и земельному кадастру. Этот перечень можно продолжать долго, так как при проверке и оформлении сделки возникают самые разнообразные ситуации", - пояснила Татьяна Недерева-Архипец.

По ее мнению, в условиях, когда в Беларуси нет института добросовестного приобретателя, агентства недвижимости не должны ограничивать свою деятельность проверкой и подготовкой документов только по последней сделке. Если, например, по квартире уже было 8-9 сделок, и если первая или вторая будет оспорена и расторгнута в рамках судебного решения, то это автоматически повлечет за собой расторжение и всех последующих сделок.

"Мы понимаем, что в условиях отсутствия института добросовестного приобретателя агентства недвижимости могут полноценно и качественно оказывать услугу клиенту, только если проверят все сделки в цепочке", - отметила Татьяна Недерева-Архипец.

При этом она заострила внимание на том факте, что количество документов, необходимых для подготовки сделки, существенно увеличилось.

"Если раньше мы занимались, оформлением квартиры и там был первый или второй правоустанавливающий документ, то, соответственно, трудозатраты на подготовку документов были меньше. Сейчас мы проверяем достаточно большой массив информации. Люди, которые этим занимаются, - самый дорогой персонал в риэлтерском бизнесе. И было бы правильным платить за мозги, а по факту платим за ноги. В рамках действующего законодательства мы получаем информацию по запросам, но вот количество времени, которое на все это требуется получается колоссальным", - заявила Татьяна Недерева-Архипец.

В рамках совместной работы могут быть созданы сервисы и ресурсы, которые позволят агентствам недвижимости максимально качественно и эффективно оказывать риэлтерские услуги потребителям с одной стороны, а с другой, эти сервисы могут способствовать соблюдению агентствами недвижимости действующих правил на рынке недвижимости и служить эффективным инструментом контроля за соблюдением этих правил.

"Сегодня клиенты принимают решение о покупке квартиры довольно быстро, банки принимают решение о кредитовании наших клиентов за несколько дней, государственная регистрация перехода права собственности занимает несколько минут. А сотрудники агентств недвижимости по-прежнему собирают все необходимые документы для сделки на бумажных носителях. Колоссальный документооборот, большие сроки подготовки документов. Используя ресурсы электронного правительства, можно повысить эффективность бизнеса, оказывать риэлтерскую услугу потребителям максимально качественно и быстро", - отметила Татьяна Недерева-Архипец.

У такого сотрудничества есть еще один положительный момент: агентства недвижимости могут делать запросы только в рамках действующих договоров на оказание риэлтерской услуги. И тот, кто будет предоставлять такую информацию, будет контролировать, какую информацию, какое агентство недвижимости получило и как ею распоряжается. Это снизит криминальные явления на рынке недвижимости и способно серьезно сократить долю серого рынка. А агентства недвижимости станут более транспарентными.

В рамках прошедшего в августе круглого стола «Электронное правительство» на рынке недвижимости: применение информационных технологий и сервисов для обеспечения качества риэлтерских услуг и защиты прав потребителей», представители профессионального сообщества нашили общий язык с государственными учреждениями и организациями, и наметили первые шаги на пути реализации идеи.

"Есть две проблемы, которые необходимо решить. Первая – технологическая, кто и как будет создавать такой сервис. Вторая - законодательная: могут ли по закону риэлтерские организации получать информацию в электронном виде, какие необходимо внести изменения в действующее законодательство. Понятно, что это работа не одного дня. Это работа на перспективу. Профессиональные участники отлично понимают, что когда говорят "дайте", придется дать что-то взамен. И сейчас идет сверка позиций, чего же государственные органы, которые будут предоставлять информацию в рамках электронного правительства, хотят получить взамен от профессионального сообщества", - пояснила Татьяна Недерева-Архипец.

Понятно, что предоставление информации будет платным. Не окажется ли так, что услуги будут слишком дорогими?

Прежде чем говорить о конкретных цифрах, надо сформировать корректный запрос, включающий требования к информации и объем запросов. Рассмотреть возможность совместного финансирования требуемых сервисов. А еще необходимо учитывать тот факт, что уже сейчас получение информации платное. Агентства недвижимости платят, и за предоставление информации, и за работу своих специалистов по добыванию информации.

"Инициатива и следующий шаг в развитии предоставления услуг в рамках электронного правительства за профессиональными участниками. Активно формируя запрос, участвуя в финансировании и развитии сервисов мы способствуем цивилизованному развитию рынка недвижимости, качественному оказанию риэлтерских услуг потребителям, если хотите новому качественному наполнению самой сути этой услуги", - пояснила Татьяна Недерева-Архипец.

Сергей САЦУК, "Ежедневник"

Категория: Новости ассоциации