Интересы продавца и покупателя: есть ли конфликт?

Есть мнение, что при совершении сделок с объектами недвижимости риэлтерская организация может оказывать посреднические услуги только одной стороне — либо продавцу, либо покупателю, и это единственный способ избежать конфликтов между сторонами сделки. В то же время, сложившаяся на рынке риэлтерских услуг практика такова, что риэлтеры способны качественно оказывать услуги одновременно и продавцам, и покупателям.

На прошлой неделе в зале Evente состоялось первое заседание Клуба «КонфАН» Союза «Конфедерация агентств недвижимости» на тему «Конфликт интересов: продавец – покупатель. Реальное и надуманное», где участники обсудили не только природу конфликтов, но и роль риэлтеров в их недопущении и разрешении. 



В мероприятии также приняли участие представители двух других профессиональных риэлтерских организаций — ОО "Белорусская ассоциация «Недвижимость» и Союза риэлтерских организаций. Заседание Клуба прошло при поддержке адвокатского бюро «Право и семейная медиация».

Когда возникает конфликт интересов

По мнению участников встречи, конфликты между продавцами и покупателями недвижимости чаще всего возникают при определении цены объекта.

Как правило, конфликт возникает тогда, когда специалисты агентств недвижимости берут на себя несвойственную им функцию и принимают решение за продавца о повышении или понижении цены на объект, — считает Татьяна Недерева-Архипец, председатель Союза «Конфедерация агентств недвижимости», директор ООО «СмартРиэлт».

Конфликт интересов между сторонами сделки по цене, безусловно, есть. Продавец хочет реализовать объект дороже, а покупатель — купить дешевле. Но при чем тут риэлтер? Мы работаем в рамках договора возмездного оказания услуги и можем представлять интересы двух сторон. По действующему законодательству специалисты по риэлтерской деятельности не вправе самостоятельно определять цену объекта недвижимости. Грамотно организовать процесс торга, урегулировать интересы продавца и покупателя, найти решение, которое устроило бы обе стороны — это задача профессионального риэлтера, — высказывает свою точку зрения Павел Кузнецов, председатель комитета по членству и этике ОО «Белорусская ассоциация "Недвижимость"», председатель совета директоров ООО "Центр недвижимости «ПАКОДАН»



Второй спорный момент между сторонами сделки возникает в ходе обсуждения сроков и условий освобождения квартиры. Третий — собственно на стадии передачи квартиры.

На мой взгляд, больше споров между покупателем и продавцом в процессе оказания риэлтерской услуги не возникает. Все остальные конфликты, о которых порой заходит речь, скорее, надуманные, — отмечает Марина Червоная, руководитель ООО «РиэлтХаус».

Евгений Лепарский, учредитель агентства недвижимости «Уласны дах», также согласен с мнением коллеги, что наиболее часто конфликты между сторонами сделки возникают в момент определения цены на объект.

Но цену определяют не риэлтеры, а потребители услуг. Торг идет между продавцами и покупателями. Уступать или нет, продавать квартиру тому или иному покупателю — эти решения всегда должен принимать продавец. А в случае, когда этого не происходит, а такие случаи, к сожалению, бывают, потребитель имеет дело с непрофессиональным подходом и нарушением правил оказания риэлтерской услуги, — уточняет Евгений Лепарский.

Именно эти факты или недостаточно прозрачное поведение специалистов по риэлтерской деятельности в процессе согласования цены объекта недвижимости провоцируют жалобы в лицензирующий орган.

Мировая практика говорит о том, что в некоторых странах, например, в США и Канаде, риэлтеры оказывают услуги и представляют интересы только одной стороны сделки. Есть попытка подобный опыт перенести и на белорусскую почву. Но исключит ли это конфликты между продавцами и покупателями и сократит ли поток жалоб? Суть в том, что, в отличие от Беларуси, в этих зарубежных странах риэлтерский бизнес работает совершенно в других условиях, — говорит Павел Кузнецов.


Правовая сторона вопроса

По мнению Татьяны Станкевич, адвоката и медиатора адвокатского бюро «Право и семейная медиация», риэлтерская компания как посредническая организация выступает организатором взаимодействия сторон в процессе сделки и при грамотном подходе не может быть стороной, создающей или участвующей в конфликте между продавцом и покупателем. По мнению адвоката, основная проблема при оказании услуг кроется в конфиденциальности информации.

Конфликт может возникнуть тогда, когда одна из сторон сделки окажется недобросовестной. Информация, полученная при исполнении договора на оказание риэлтерских услуг, является конфиденциальной. Продавец дает агентству недвижимости разрешение на получение информации об объекте недвижимости. Но хочет ли он разглашать эту информацию покупателю, с которым потом риэлтерская организация заключает договор? — говорит Татьяна Станкевич. — Важно сохранять нейтралитет, а профессиональному риэлтерскому сообществу вырабатывать механизмы, которые позволят максимально исключать конфликты и снизят поток жалоб.

Участники встречи отметили, что если будет введена норма, согласно которой риэлтерская компания получит право заключать договор только с одной стороной сделки, то большое количество потребителей останется без правовой поддержи. Это никак не будет способствовать защите прав добросовестных потребителей. Конфликтов меньше от этого не станет, а количество жалоб, возможно, возрастет. В Беларуси иная правовая культура, невозможность получения квалифицированной риэлтерской услуги в одном месте и покупателю, и продавцу будут способствовать процветанию серого рынка.


Автор: Елена Масловская, Realt.by



Категория: Новости ассоциации